архитектура
Хан-Сарай (Ханский дворец)
Рождение настоящей столицы Крымского
государства связано с основанием
ханской резиденции в живописной долине
маленькой речки Чюрюк-Су. Годы основания
ханского дворца для историков-исследователей
поныне окутаны тайной. Надпись на "Железной
двери" - "Демир-Къапу",
вставленной в высокую стену заднего
фасада Бахчисарайского дворца,
указывает на то, что дворец построен
Менгли Гираем, в 1503 году. Один из исследователей ханского дворца
Ф.Добровский в 1863 году приходит к выводу,
что эта дверь "перенесена в
Бахчисарай преемниками Менгли Гирая подробнее...>>>
Карасубазар - культурный и экономический центр средневекового Крыма.
Карасубазар, насчитывает многовековую историю, в позднее средневековье
являлся крупнейшим и значительным торговым, экономическим центром
Крымского Ханства. Среди историков нет единого мнения о времени
зарождения города Карасубазара. В советской историографии первое
упоминание о нем относили к XIII веку, при этом не ссылаясь на
источники, вероятно, связывая этот факт с устанавлением на полуострове
чингизидов и вхождением его в состав Джучиева Улуса (1).подробнее...>>>
Зынджырлы медресеВ 1500 году второй хан Крыма
Менгли Гирай, сын Хаджи Девлета
Гирая, решил на высоком холме вблизи
своей новой столицы Бахчисарай в
селении Салачик заложить большое
медресе, которое строит прежде
своего собственного дворца, что
говорит о его любви к своему народу.
Менгли Гирай приказал всем жителям
столицы присутствовать при
закладке фундамента медресе,
обратившись к ним со словами: "С
Божьей помощью начинаем мы здесь
сегодня возведение обители науки.
Оно поможет нам стать более совершенными людьми в этом мире, и
проложит нам дорогу в рай в ином
мире. Все силы мы отдадим на
служение этому делу подробнее...>>>
Мечети Крыма.
«1740-е годы были временем ожесточенного
гонения на ислам… В Казанской
губернии к июню 1744 года из 536 мечетей
было разрушено 418; от полного
уничтожения воздержались потому,
что слух об этом мог дойти до
мусульманских стран и вызвать там
разрушение церквей». (Бартольд В.В.,
т.9, стр. 409-410)
Мечети Крыма, как позднее показало
время, ожидала та же участь. В
течение нескольких веков с
распространением в Крыму
исламского вероучения происходил
исторический процесс объединения
различных этноконфессиональных
групп, населявших полуостров, в
крымско-татарский народ.подробнее...>>>
Гезлевские «Текие-дервиш».
В начале XV-XVI вв. Гезлев был культурным и религиозным центром
Крымского ханства, даже один из правителей Крыма, Ходжа Девлет Гирей
желал Гезлев сделать своей столицей. Недалеко от главных ворот
«Одун-базар» крепости Гезлев, в пустыре, вдали от городской суеты был
воздвигнут в XV-XVI веках «Текие-дервиш» (монастырь) – единственный и
неотразимый исторический шедевр эпохи «возрождения» крымского
мусульманского зодчества, который сохранился в первозданном состоянии
на полуострове как ансамбль, в нем сосредоточены мечеть, текие,
медресе. подробнее...>>>
|